Новости News7Days
18.10.2021
14:30

История инфографики в России: 2010 → 2021 год

История инфографики в России: 2010 → 2021 год

Как в России появилась инфографика и что с ней стало за 10 лет. Рассказываем через призму развития нашего агентства.

Инфографика — это способ донести информацию так, чтобы читателю не приходилось прилагать усилия для ее понимания. Всё важное считывается сразу, все логические связи понятны, а читать инфографику интересно и легко. Сейчас мы видим инфографику почти каждый день: на баннерах в метро, на слайдах презентаций, на плакатах в магазинах.

Но так было не всегда. Когда инфографика только появилась в России, ее никто не воспринимал всерьез. Это был элемент дизайна: несколько иконок и стрелочек, добавленных к абзацу текста, уже считались инфографикой.

Спустя 10 лет инфографика стала самостоятельным продуктом, который помогает строить коммуникацию: бизнеса с клиентами, государства с гражданами, руководителей с сотрудниками.

Рассказываем, как это произошло и что всё это время делали мы.

Внутренности статьи

2010–2014. Инфографику используют в журналистских проектах

2014–2018. Инфографика усложняется

2018–2020. Простую инфографику делают все

2021. Инфографика уходит в диджитал

2010–2014. Инфографику используют в журналистских проектах

Итак, на дворе 2010 год, в России пока никто особо не знает, что такое инфографика и зачем она нужна. Профессионального сообщества по этой теме еще нет, а почти все, кто пытается делать и использовать инфографику, — это журналисты.

Тогда инфографику делали новостные агентства, например РИА «Новости» и ТАСС, журналы, в частности «Русский репортер», «Секрет фирмы», «Вокруг света», и только одно коммерческое агентство — «Инфографер».

В это время под инфографикой в лучшем случае подразумевали наборы графиков и иконок. Никто тогда не задумывался, что при правильной расстановке акцентов она может решать сложные и важные задачи бизнеса, например обучать сотрудников или привлекать инвесторов.

А у нас в 2010 году было агентство: мы занимались корпоративными СМИ, полиграфией, отчетами, буклетами — в общем, делали всё, за что платили деньги. И чтобы хоть как-то выделиться среди конкурентов, мы решили использовать инфографику — других шансов засветиться не было.

Часто у нас получалась псевдоинфографика — это инфографика, в которой графики, иконки и диаграммы используются в качестве декораций. Выходит красиво и эффектно, но читателю от этой красоты никакой пользы: псевдоинфографика не помогала быстрее погрузиться в материал, акценты в ней не всегда были расставлены верно, а про структуру и говорить нечего.

Сначала мы включали инфографику в отчеты клиентов, а потом решились на авантюру и запустили журнал, полностью состоящий из инфографики. Так его и назвали — «Инфографика».

То, что все делали в начале 2010-х, можно назвать простой инфографикой, или визуализацией. Простая инфографика — это несколько фактов и взаимосвязей, которые нужно красиво представить.

Простая инфографика = визуализация Простая инфографика — базовый уровень в работе с представлением информации. Чтобы делать простую инфографику, не нужно много навыков и знаний — достаточно насмотренности. Из чего состоит. Несколько фактов и взаимосвязей, которые хорошо проиллюстрированы. Текст + картинки + иконки = простая инфографика.Как работает. Дизайнер разбивает информацию на блоки и иллюстрирует каждый: добавляет стрелки, картинки, иконки. Такая подача воспринимается лучше, чем полотно текста. С чем помогает. Передавать односложные идеи, описывать отдельные факты.

Например, РИА «Новости» в то время делало вот такую простую инфографику:

А вообще в 2010-х все журналистские проекты с инфографикой походили друг на друга. Сравните разворот в «Русском репортере» и нашем журнале:

На этом этапе выпуск журнала давал нам преимущество: тогда все смотрели на инфографику как на дополнение к чему-то большому и серьезному, а мы ставили ее в центр. То есть все думали: «Сделаем буклет, а в нем один разворот с инфографикой». А мы смотрели на такой же буклет и понимали, что его можно целиком сделать из инфографики, и это будет понятнее и проще для восприятия.

В итоге мы раньше других компаний начали делать буклеты и отчеты, наполненные инфографикой. Это было верным шагом, потому что разница между журналом и буклетом с инфографикой небольшая: журнал объединяет разные темы в одном проекте, а буклет о компании — разные темы в рамках одного продукта.

Когда в конце 2014 года мы поняли, что у нас получается делать из инфографики не только журнал, но и продукты для корпоративных клиентов, то отказались от выпуска журнала. Всего у нас вышло двадцать номеров:

На самом деле тогда мы даже не могли дать инфографике точного определения. Почти все работы до 2014 года мы старались делать красиво и только позже поняли, что смысл инфографики — делать понятно.

Несмотря на это, мы всё равно опережали отрасль, потому что первыми поняли, что инфографика может быть самостоятельным продуктом.

2014–2018. Инфографика усложняется

Постепенно инфографика проникла в пространство дизайна. Теперь ее использовали не только для плакатов, но и для рекламы, буклетов, отчетов.

Для примера можно сравнить бизнес-модель из годового отчета «Газпром нефти» за 2013 и 2018 годы:

Если в 2013 году бизнес-модель больше была похожа на блок-схему, то в 2018 году ее уже можно назвать инфографикой: появились акценты в виде крупных цифр, есть наглядные связи между направлениями бизнеса, а более значимые направления и на схеме выглядят крупнее/

В 2014 году еще не все дизайнеры воспринимали инфографику как самостоятельный продукт, но теперь о ней многие знали и пытались делать. Например, РИА «Новости» перешло от небольших статичных макетов к большим и довольно сложным:

Мы в 2014 году превратились из редакции журнала в агентство «Инфографика» и начали принимать коммерческие заказы на годовые отчеты, буклеты о компаниях и презентации для корпоративных клиентов.

В это время мы немного опережали отрасль, потому что после четырех лет выпуска журнала поняли, что нужно двигаться дальше. Мы стали предлагать клиентам продукты, полностью состоящие из инфографики:

В это время отделы по связям с инвесторами в топовых компаниях уже начали использовать инфографику в отчетах и презентациях, потому что у них были цифры: прибыль, количество сотрудников, годовая доходность. И показывать это всё в виде инфографики было просто и логично. Мы же в то время создавали новый рынок — инфографику для эйчар-отделов.

Купить рекламу Отключить

У эйчаров цифр не было, зато были огромные инструкции: по 30 страниц текста, набранного 12 кеглем. Всё без иллюстраций, в лучшем случае со стоковыми пластмассовыми фотографиями. И мы начали превращать эти полотна текста в наглядную и понятную инфографику, например в такую:

Мы не только делали инфографику для эйчар-отделов, но и рассказывали о своих работах на конференциях, показывали, что получается. Другие компании видели наши работы и хотели так же.

До 2018 года понятие инфографики было размытым

В какой-то момент на рынке появилась студия с таким же как у нас названием — «Инфографика», которая сначала пыталась делать простую статичную инфографику и ролики, а потом — только анимационные ролики.

И вот понятие инфографики тогда было настолько размытым, что никого не смущало, что студия, которая делает только анимационные ролики, называется «Инфографика». Кстати, сейчас, эта студия делает реально хорошие ролики.

Постепенно инфографика стала инструментом общения с людьми и поэтому усложнилась, перестала ассоциироваться с иконками и стрелочками. Теперь она уже была не простой, а средней по сложности.

Средняя по сложности инфографика

Средняя инфографика — это инфографика, которая создается из двух-трех уровней информации. Чтобы читатель легко считывал все эти уровни, нужно переработать исходный материал: разобраться в информации, структурировать ее, расставить смысловые и графические акценты. Тогда инфографику будет удобно и просто изучать.

Из чего состоит. Два тезиса: основной и дополнительный. Основной раскрывает главную тему, сообщает читателю то, что ему необходимо узнать в первую очередь. Дополнительный тезис поясняет детали и нюансы.

Как работает. Задача инфографики в случае с двумя тезисами — верно расставить акценты. Основной тезис должен быть прочитан раньше дополнительного, а не наоборот. А еще он должен привлекать больше внимания.

С чем помогает. Такая инфографика экономит время читателя: он быстрее находит главную мысль.

Следующие два года инфографика прочно занимала свои позиции среди инструментов дизайнеров. А в 2016 году некоторые уже использовали инфографику в диджитал-проектах:

В то же время некоторые дизайн-агентства начали делать инфографику, только не настоящую, а псевдо. Ненастоящую, потому что они сфокусировались на картинке и форме, а не на смысле: стрелки, иконки, цифры — вот это всё. Плюс появилось много агентств, которые добавляли элементы инфографики в презентации. Но настоящую, полноценную инфографику тогда делали только мы, Бюро Горбунова и фрилансеры-одиночки, бросившие работу в РИА «Новости».

2018–2020. Простую инфографику делают все

Мы уже писали, что для создания простой инфографики достаточно насмотренности. Возможно, именно поэтому к 2018–2020 годам простую инфографику научились делать все. Даже государство:

К 2020 году все, кто занимался дизайном в сфере инфографики, научились уместно использовать иконки, красиво рисовать стрелки, расставлять акценты и создавать крепкую структуру.

Следующим шагом стала забота об аудитории. Создатели инфографики начали задумываться, какие знания у читателя уже есть, какие у него ограничения и потребности. Так постепенно инфографика в России доросла до сложной, вот только делать ее, по нашему мнению, научились единицы, например агентство «Презиум».

Сложная инфографика

Сложная инфографика — это множество фактов и взаимосвязей, которые инфографер уже осмыслил за читателя, разложил по полочкам и объединил в историю. История нужна, чтобы информацию было проще воспринимать, ведь если деталей много, считывать каждую по отдельности тяжело.

Из чего состоит. Сложная инфографика состоит из переработанной инфографером информации.

Представьте, что вы пытаетесь разобраться, как работает адронный коллайдер. В учебнике перед вами 100 страниц текста — кажется, будет сложно! Инфографер же всё прочитает за вас, вникнет и пообщается с физиками-ядерщиками, чтобы точно не ошибиться, а вам в итоге отдаст брошюру с картинками и схемами. Это и будет сложная инфографика.

Как работает. Сложная инфографика не просто рассказывает историю. Она использует образы и смыслы, близкие аудитории. Если образы понятны, то история будет интересной и читатель быстро ее осилит.

С чем помогает. Сложная инфографика экономит не только время, но и силы. Повествование построено так, чтобы читателю не приходилось переключаться с темы на тему, и он мог глубоко и с интересом погрузиться в любую историю.

Мы еще в 2020 году поняли, что инфографика лучше доносит смысл, если ее правильно подать. В это время мы уже знали, что она не «помощница», не «дополнение» и не «красивая схемка», а отдельный продукт:

2021. Инфографика уходит в диджитал

К 2021 году мы четко поняли, что для каждого направления — HR, IR и маркетинга — нужна своя инфографика под конкретные задачи компании. Например:

  • HR — материалы для найма и адаптации сотрудников, которые позволят снизить стоимость привлечения специалистов, удерживать сотрудников в компании и развивать их таланты;
  • IR — материалы для формирования привлекательного имиджа компании среди инвесторов и представления финансовых показателей;
  • маркетинг — материалы о компании и ее продуктах.

Мы уже хорошо прокачались в сложной инфографике и умеем круто делать такие материалы. Для этого мы выработали свою схему работы, дорастили сотрудников — аккаунт-менеджеров, аналитиков, руководителей, инфограферов и иллюстраторов — до профи. Все они понимают, какой должна быть инфографика, чтобы решить задачу клиента, и умеют мастерски перерабатывать информацию.

В какой-то момент мы так сосредоточились на статике и внутренних процессах, что чуть не пропустили переход инфографики в диджитал. Эпидемия коронавируса и удаленка ускорили «переезд» всех проблем и задач в интернет, и некоторые агентства начали делать диджитал-проекты раньше нас.

Но мы вовремя одумались и сейчас считаем, что единственный эффективный канал для распространения информации — это интернет.

Для интернета мы создали специальный формат — сторилендинг. Объединили в нем наши знания о статичной инфографике, предназначенной для печати, и перенесли их в интернет. Сторилендинг устроен так, что постоянно подталкивает пользователя к взаимодействию и поэтому удерживает внимание и интерес.

Прозвучит странно, но к сторилендингам мы пришли благодаря особенностям человеческого мозга.

Мозг быстро теряет интерес к чему-либо, что не связано напрямую с его жизненными потребностями. Ситуация как на скучной лекции: первые пять минут слушаешь преподавателя, но потом внимание рассеивается, и мозг переходит в «спящий режим».

Есть два способа этого избежать:

  • Использовать кликбейт, яркие картинки, кричащие заголовки. Такой подход «встряхивает» мозг, заставляя сконцентрироваться на броском и выделяющемся.
  • Перейти на умное взаимодействие с мозгом, то есть постоянно чем-то его завлекать. Например, скроллить или щелкать, проходить проверочные задания, активировать интерактивные элементы. Так мозг постоянно чем-то занят и не может перейти в «спящий режим». Этот принцип умного взаимодействия лежит в основе наших сторилендингов.

Выглядят наши сторилендинги так:

Сфера развивается так быстро, что нельзя предсказать, что будет через пять лет с форматами и инструментами представления информации. Но мы думаем, что бумажным форматам скоро придет конец, а вот за сторилендингами — будущее. По крайней мере, ближайшее.

Инфографика продолжает развиваться. Чтобы быть в курсе изменений, подписывайтесь и читайте другие наши статьи:

Лучшая инфографика 2021 года: разбираем работы победителей Malofiej Awards

Как мы сократили этап пресейла с 3 дней до 1 часа с помощью референсов

Вложили 300к+ в инфографику, а она не работает — 5 причин

Пять приёмов, как улучшить читаемость документов

10 простых сервисов визуализации данных

6 главных ошибок в презентациях

Источник VC.RU, https://vc.ru

Поделиться:
Читайте также